Юристы Правового управления НИУ ВШЭ приняли участие в Международной научно-практической конференции «EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе», в качестве спикеров на секции «Нормативно-правовое обеспечение развития онлайн обучения» и на серии мастер-классов «Интеллектуальная собственность и финансовые схемы использования МООК»

Ключевым направлением работы секции «Нормативно-правовое обеспечение развития онлайн обучения» было обсуждение нормативных правовых изменений, регламентирующих использование результатов онлайн курсов при реализации образовательных программ высшего образования. Создание новых нормативных условий является своевременной реакцией на развивающиеся механизмы онлайн обучения. Обсуждались перспективы и возможности локального нормативного регулирования организации использования результатов онлайн курсов при реализации образовательных программ высшего образования, предполагающие самостоятельность и автономность образовательных организаций. Анна Безукладникова рассказала об отсутствии единого подхода юристов университетов к вопросам регламентации онлайн обучения (на основе анализа локальных нормативных актов семи университетов и сборе проблемных кейсов), отметив, что до введения нормативных условий и правил, говорить о сложившемся понимании регламентации указанных процессов не представляется возможным. Позиция была поддержана рядом экспертов – инициаторов нормативных изменений, и представителями университетов – администраторов, которые сталкивались с юридико-техническими сложностями согласования процессов с юридическими службами.

Серия мастер-классов «Интеллектуальная собственность и финансовые схемы использования МООК» прошла особенно бурно. По завершении запланированных докладов спикеров среди всех участников мастер-классов началась активная дискуссия по самым разнообразным вопросам: от интеллектуальной собственности до соотнесения национальных и международных норм права. Экспертом по обсуждаемым вопросам успешно выступил Денис Федулкин. Главный тезис, который был поддержан не только университетами, но и со стороны онлайн площадок (Лекториум – активным участием и Stepik – молчаливым согласием), можно обозначить примерно следующим образом: исключительное право на контент МООК должно принадлежать университетам и не должно зависеть от воли авторов такого контента, но и авторы не должны быть забыты при распределении доходов от онлайн курсов.

Однако слабая вовлеченность представителей юридического сообщества в мастер-классы несколько ограничила состязательность обозначаемых и предлагаемых подходов. Поэтому Правовое управление НИУ ВШЭ призывает своих коллег активнее принимать участие в формировании системы онлайн обучения, поскольку убеждено, что за такой новой формой познания будущее.