• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Даже правомерная переработка произведения может нарушить права автора

Согласно статьи 1266 ГК РФ, автор произведения имеет право на неприкосновенность своего творческого продукта.

Это право означает, что без его согласия никто не может вносить в такой продукт какие-либо изменения, сокращения и дополнения, снабжать продукт при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Закрепление за автором данного личного неимущественного права представляется оправданным, так как оно «страхует» автора от разного рода «вырываний из контекста», «выкидывания слов из песни», включений уточнений, дискредитирующих профессионализм творца и пр. Сюда же, кстати, можно отнести и редакторские правки, так как обнаруженные корректором ошибки в произведении могут являться вовсе не ошибками, а своеобразными авторскими допущениями (например, эрративами).

В то же время в соответствии со статьей 1270 ГК РФ одним из правомочий, составляющих исключительное право на произведение, является его переработка. Такое правомочие является имущественным и может предоставляться (передаваться) иному лицу.

Таким образом, возникает вопрос: как соотносятся между собой право на неприкосновенность произведения и право на его переработку? Не влечет ли переработка автоматического нарушения права на неприкосновенность? Где грань между этими правами?

Для ответа давайте заглянем в нормативку. Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Иными словами в результате переработки должен создаваться новый продукт на базе старого.

Что же касается вмешательства, о котором говорится в статье 1266 ГК РФ, то в этом случае ничего нового не возникает, «все остаются на своих местах». По этому поводу хорошо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009:

«Право на неприкосновенность произведения (абзац первый пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 1266 Кодекса), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (статья 1241 ГК РФ)».

И вот теперь вроде бы как понятно, что есть переработка, а что неприкосновенность, и где между ними грань. Но преломим сказанное на конкретную ситуацию.

Допустим, дизайнер создал для компании макет визитки. Права на данный макет (дизайн) принадлежат компании. Вправе ли она внести незначительные корректировки в макет? Например, вместо двух полосок слева сделать одну жирную справа, а вместо небольшого синего кружочка справа нарисовать зеленый треугольник вверху? Что это будет: переработка или нарушение права на неприкосновенность произведения?

Ответ: если получившийся дизайн – новое произведение, только в основе своей имеющее существующее, то это переработка, нарушений нет. Если же вышедший результат ничем кроме как переделкой серии light не назовешь – перед нами нарушение права на неприкосновенность.

Отличный ответ, не правда ли? Такой ясный и однозначный J. Но, увы, определенность в этом вопросе может дать только непосредственное изучение двух вполне конкретных таких визиток, которое вероятнее всего, потребует проведения специальной экспертизы. Не имея в опыте данных визиток, любой ответ будет предположительным. И вообще интеллектуальное право часто имеет дело с ситуациями типа «с какого зернышка начинается куча зернышек». Можно даже сказать, что массовость таких ситуаций есть примечательная особенность интеллектуального права.

Итак, подытожим. Авторскому праву, помимо прочего, известны три понятия: произведение, производное произведение (новое на основе существующего) и, условно говоря, псевдопроизводное произведение (переделка, но отнюдь не новая). Они хорошо понятны как умозрительные понятия и часто совсем не понятны, когда обнаруживают себя в реальном мире.

 

автор: В. Князев