Когда заимствование переходит в плагиат? Пример второй.
Выдача поисковыми сайтами по соответствующему запросу незначительной части текста произведения не является нарушением интеллектуальных прав.
Дело: |
издательства «Эксмо» истец |
против |
поисковой системы «Яндекс» ответчик |
Обстоятельства дела
Однажды издательство «Эксмо» приобрело права на произведение Марины Серовой под названием «Ведьмин камень» для его дальнейшей продажи. Спустя некоторое время, это произведение попало в открытый доступ сети Интернет, а именно на сайт компании «АЛГОРИТМ-ИЗДАТ», что позволяло любому интернет-пользователю прочесть его, не покупая книгу у издательства. При этом было достаточно набрать несколько слов из книги в поисковой строке Яндекс – и в первой строке результатов поиска можно было увидеть название произведения и небольшую часть его текста.
Разумеется, компания «АЛГОРИТМ-ИЗДАТ», получила претензию от издательства «Эксмо», после чего удалило произведение со своего сайта. Однако на сайте Яндекс часть книги всё равно оставалась в топ-10 результатов поиска. Считая свои права нарушенными, издательство обратилось в суд, требуя:
- взыскать с Яндекс компенсацию в размере 50 000 рублей за нарушение прав на произведение, а также за удаление информации об авторском праве;
- признать контрафактной часть произведения, размещенного Яндекс в сети Интернет;
- обязать Яндекс прекратить нарушение исключительного права на произведение путем удаления его из базы;
- обязать Яндекс опубликовать на своей странице полный текст решения суда после вступления его в силу;
- обязать Яндекс обеспечить доступ к указанному решению любым пользователям в течение одного месяца с момента его опубликования.
Позиция суда первой инстанции
Своим решением суд издательству «Эксмо» в иске отказал отметив следующее: результатом поиска по запросу пользователя является список ссылок на информацию, соответствующую конкретному запросу. Результаты поиска формируются полностью автоматически и содержат ссылку, указывающую, по какому адресу в Интернете размещена информация, соответствующая запросу пользователя, а также краткую цитату найденного документа, указывающую на соответствие содержания веб-страницы сайта запросу пользователя. Цитата, содержащая запрашиваемую информацию, предназначена для того, чтобы пользователь убедился в релевантности найденной ссылки, не переходя на сам сайт, при этом установлены ограничения по объему такой цитаты - не более двухсот символов. Ознакомление с информацией осуществляется пользователем непосредственно на соответствующих сайтах, а не на сайте yandex.ru, при этом пользователь может осуществить доступ к информации, размещенной в общем доступе в Интернете, независимо от того была ли такая информация проиндексирована какой-либо поисковой системой или нет. При этом использование конкретного объекта осуществляется по инициативе самого лица, разместившего объект на своем сайте, а фрагмент текста произведения представляет собой цитату, используемую в информационных целях в объеме, оправданном целями цитирования, что не нарушает прав и интересов правообладателя.
Позиция апелляционного суда
Апелляционный суд, разочаровав издательство, оставил решение суда без изменения.
Источник: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2012 г. N 09АП-18230/2012-ГК.
Версия для печати