• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А.С. Пушкин и авторское право

Как известно, «Пушкин – наше все», его творчество оказало сильнейшее влияние на духовную жизнь России. А.С. Пушкин по праву считается одним из создателей современного литературного русского языка, но мало кто знает, что А.С. Пушкин оказал влияние и на такую далекую, казалось бы, от поэзии область авторского права.

Но будем честны перед читателем, решающую роль в этом сыграла все же супруга Пушкина, к интересующему нас времени, уже безутешная, но очень предприимчивая вдова Н.Н. Ланская.

В 1862 году истекал срок действия исключительных прав на произведения Пушкина, поскольку согласно действующему на тот момент Уставу о Цензуре от 1828 г., «Законные наследники Сочинителя пользуются также исключительным правом издания и продажи его произведений (если Сочинитель никому не завещал оных) в продолжении 25 лет со дня его смерти». Но не суждено было этому сбыться, так как за пять лет до наступления этого события Н.Н. Ланская обратилась к министру народного просвещения А.С. Норову с официальным письмом. Слог и стиль изложения письма заслуживают того, чтобы привести его целиком:

«Въ будущемъ 1862 году кончается срокъ у дѣтей моихъ Пушкиныхъ на право пользованія сочиненіями покойнаго мужа моего, а ихъ отца Александра Сергѣевича Пушкина. Изъ заботливости о участи двухъ сыновей его и незамужней дочери, я не могу равнодушно видѣть приближеніе срока, зная, что сочиненія Пушкина еще далеко не у всѣхъ русскихъ читателей въ рукахъ, и что, съ увеличеніемъ послѣднихъ, посторонніе люди воспользуются огромными выгодами отъ предстоящихъ еще народныхъ его изданій, и труды поэта будутъ такимъ образомъ потеряны для его потомства, обогативъ болѣе или менѣе смышленныхъ спекуляторовъ. Не того ожидалъ отъ нихъ и поэтъ, который при жизни своей не былъ въ состояніи нажить достатокъ и оставилъ дѣтямъ своимъ только надежду на благодѣяніе Государя и на будущій успѣхъ своихъ твореній. Я и семейство Пушкиныхъ милостями покойнаго Августѣйшаго Монарха взысканы превыше мѣры и для упроченія всѣхъ Его благодѣяній, какъ и для основы безбѣднаго существованія дальнѣйшему, можетъ бытъ, потомству поэта рѣшаюсь прибѣгнуть къ Вашему Высокопревосходительству съ покорнѣйшею просьбою исходатайствовать у Всемилостивѣйшаго Государя продолженіе права исключительнаго печатанія сочиненій Пушкина двумъ сыновьямъ его по конецъ ихъ жизни. Память поэта, материнская заботливость о дѣтяхъ и надежда на содѣйствіе Вашего Высокопревосходительства ко всему, что упрочиваетъ положеніе великихъ дѣятелей на поприщѣ народнаго просвѣщенія, какъ ихъ самихъ, такъ и потомства ихъ, даютъ мнѣ смѣлость думать, что Вы не откажете благосклоннымъ принятіемъ всепокорнѣйшей моей просьбы“[1].

 

Заметим только, что положение «малолетних» детей Натальи Николаевны все же не кажется бедственным, поскольку сразу после смерти Пушкина, государь Николай I дал такое распоряжение:

1. Заплатить долги.

2. Заложенное имение отца очистить от долга.

3. Вдове пенсион и дочери по замужество.

4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу.

5. Сочинения издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.

6. Единовременно 10 000 рублей.

 

Да и к моменту обращения (1856 год) сыновьям Пушкина исполнилось уже 23 и 21 год соответственно, и они находились на военной службе, а дочь получала государственный пансион, кроме того, наследники должны были получить 25000 рублей за первое посмертное издание.

Но как бы там ни было, это трогательное письмо нашло свой отклик в высших кругах, и 15 апреля 1857 года был издано «Высочайше утвержденное мненіе Государственнаго Совѣта, объявленное Сенату Министромъ Юстиціи. - О продолжении срока литературной и художественной собственности», в соответствии с которым срок действия исключительного права составил 50 лет:

«1. По смерти сочинителя или переводчика какой либо книги исключительное право пользованія изданіем и продажею сочиненій или переводовъ его переходитъ к его наслѣдникамъ по закону, или, по завещанію, или же к тѣм лицамъ или учрежденіямъ, коим от него оное передано; но сіе право не можетъ продолжаться долѣе пятидесяти лѣтъ со дня смерти сочинителя или переводчика».

6. Для наслѣдниковъ и пріобрѣтателей права собственности художественной на произведенія живописи, гравированія, литографіи, фотографіи, скульптуры, архитектуры, искуства медальйорнаго и другихъ, срок такого права продолжается не долѣе пятидесяти лѣт, считая со дня смерти художника, или появленія в свѣтъ произведенія, не изданнаго до смерти его.».[2]

Таким образом, стараниями Н.Н. Ланской срок действия исключительного права был продлен до 50 лет, предвосхитив, соответствующие положения Бернской конвенции за 39 лет до ее подписания.

 

Более подробно этот вопрос раскрывается в замечательной статье С. Переселенкова «Пушкинъ въ исторіи законоположеній объ авторскомъ правѣ въ Россіи» 1909 года, найти которую в интернете не составит никакого труда.

автор: Савр Тараскаев

 


[1] Переселенков С. А. Пушкин в истории законоположений об авторском праве в России // Пушкин и его современники: Материалы и исследования / Комис. для изд. соч. Пушкина при Отд-нии рус. яз. и словесности Имп. акад. наук. — СПб., 1909. — Вып. 11. — С. 52—63.

[2] Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Том XXXII. Отделение первое. N 31732. c.310-311