• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плейлисты, как объекты авторских прав

Один из крупнейших звукозаписывающих лейблов Ministry of Sound обратился в суд с иском к сервису трансляции музыкальных произведений Spotify (сервис недоступен в России).

Один из крупнейших звукозаписывающих лейблов Ministry of Sound обратился в суд с иском к сервису трансляции музыкальных произведений Spotify (сервис недоступен в России). В MoS считают, что сервис нарушает их исключительные права на… списки произведений – плейлисты!

 Как следует из вчерашнего откровения президента MoS Лохана Пресенцера изданию The Guardian, лейбл не обладает исключительными правами на сами произведения – треки, композиции и прочее, но кропотливо создает, компилирует и выпускает музыкальные сборники по всему миру, получая от этого бóльшую часть доходов. В то же время, одна из ключевых функций сервиса Spotify – «построй свою коллекцию» (build your collection), позволяет пользователям составлять собственные плейлисты. При этом Лохан Пресенцер отмечает, что некоторые из них имеют идентичное наполнение и называются пользователями «Ministry of Sound».

 Портал The Verge со ссылкой на профессора интернет права Правовой школы Гарварда Джонатан Л. Зиттрейн комментирует, что согласно Закону об авторском праве США, сборники защищаются, как «объединения существующих материалов или данных, собранных таким образом, что это образует оригинальное произведение» (условный перевод). Поэтому функция действия сервиса и его пользователей по компилированию и составлению аналогичных MoS сборников обладают достаточными признаки нарушения исключительных прав. По существу, единственное, что подлежит установить суду – это может ли плейлист являться объектом авторских прав.

 Интересно, что сервис, который был окрещен зарубежными изданиями «спасителем отрасли и врагом пиратов», благодаря его уникальной бизнес-модели монетизации сам попал в прицел правообладателей. Столь высокие ожидания сообщества Spotify заслужил благодаря тому, что около 80% контента доступно пользователям безвозмездно, если они готовы к прослушиванию рекламы, которая включается в трансляцию вместе с музыкой каждые несколько композиций. Отмена рекламы возможна при заведении платного аккаунта стоимостью 10 долларов.

Предполагаю, что спор со Spotify это лишь «проба пера» для MoS. При удачном разрешении спора для лейбла, он может обратиться с претензиями уже к iTunes и развязать новый фронт бесконечной войны правообладателей, посредников и пользователей.

Версия для печати.