• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стартап-активность снизилась в 5,4 раза в 2013 году

Существенное снижение общего объема количества стартапов было зафиксировано в 2013 г. Как можно видеть из приведенной инфографики, лидером снижения количества стартапов стала Москва, уменьшив их активность в 8 раз (с 32 в 2012 до 4 в 2013), наиболее устойчивое положение в Берлине, где активность сократилась лишь в 3,18 раза (с 63 в 2012 до 19 в 2013). Среднее снижение стартап-активности находится на отметке в 5,4 раза.

(инфографика заимствована с сайта www.statista.com/chart/1871/tech-startups-founded-in-selected-cities, автор Mathias Brandt, 2013)

На этом фоне интересной представляется статья профессора Даниэля Изенберга и Росса Браун. По их мнению, большая ошибка полагать, что малый бизнес в силах спасти экономику, ведь именно быстрорастущие (средние и крупные) лица генерируют рабочие места, и даже увеличение количества стартапов не приводит к увеличению объемов инвестиций в регион. Кроме того, высокоэффективные предприятия и организации представляют собой от 2 % до 3 % всех юридических лиц США, но именно они аккумулируют в себе практически весь рынок найма работников и объем доходов экономики. Исследователи отмечают, что таким лицам, как правило, от 15 до 30 лет, и 25 лет в среднем.

Ссылаясь на доклад Организации экономического сотрудничества и развития, Даниэль и Росс приводят интересный, говорящий за себя пример: более 40 % предприятий Италии, Греции, Мексики, Португалии и Испании имеют менее 10 сотрудников, в то же время в Германии, Швейцарии, Новой Зеландии и Великобритании менее 20 % компаний являются малыми.

Описывая послевоенный экономический успех Германии, авторы связывают его с так называемым миттельштандом - серьезным контингентом конкурентоспособных стабильно растущих предприятий среднего размера. В обоснование своего мнения, авторы также ссылаются на мнение профессора Скотта Шейна, указывая, что эффективность расходования $ 1 или 1 часа стартапом сильно уступает существующему бизнесу, направившему такие расходы на развитие.

 

На фоне сокращения стартапов и столь безрадостных рассуждений об участии малого бизнеса в экономике неудивительно наблюдать снижение расходов на науку в США и Европе. Хотя, справедливости ради, отмечу, что не до конца понятно, какое из этих двух явлений является причиной, какое следствием.

В частности, доля США в расходах на биомедицинские исследования сократилась до 45 % или $ 119 млрд. Как сообщает портал Innovation Daily, США еще находится в процессе возврата на былой уровень R&D расходов после длительной рецессии.

В странах Западной Европы расходы на исследования и разработки снизились с 26 % до 22 %.

 

Для полноты картины, на мой взгляд, в приведенной инфографике сильно не хватает стран азиатского региона - Китая, Японии, Южной Кореи, которые с недавних пор начали играть большую роль в общем объеме мировых исследований и разработок.

Обратная ситуация наблюдается именно в азиатском регионе, который продемонстрировал существенный рост R&D. Доля исследований и разработок всего региона повысилась с 25 % до 34 % процентов, абсолютным внутренним лидером стал Китай, где рост составил с 4 % до 15 % (в 2011 г.). В частности, расходы Китая на исследования в области электростанций составили $ 208 млрд. (в 2011 г.).

 

автор: Д. Федулкин