• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПОЗИЦИИ СУДОВ МУЗЫКА В ТЕЛЕПЕРЕДАЧАХ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФОНОГРАММОЙ, А ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Постановление Суда по интеллектуальным правам от 25 июня 2014 г. по делу N А40-74014/2013

Предмет спора: понуждение к заключению договора о выплате вознаграждения за сообщения в эфир фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

 

Суть спора: Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) обратилась в суд с требованием к компании Медиа-Контент, которая осуществляет телевизионное вещание на телеканале «Russian extreme TV»:

- о запрете сообщать в эфир фонограммы, опубликованные в коммерческих целях, без уплаты вознаграждения в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм;

- об обязании заключить с истцом договор о выплате вознаграждения за сообщения в эфир фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

В обоснование заявленных требований ВОИС указала, что ответчик помимо аудиовизуальных произведений в трансляции телеканала использует фонограммы, опубликованные в коммерческих целях. При этом ответчик не заключил с ВОИС договор о выплате вознаграждения за сообщения в эфир фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и не выплачивает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, чем нарушает их право на получение вознаграждения, предусмотренное пунктом 1 статьи 1326 ГК РФ.

 

Напомним, что в соответствии со статьей 1326 ГК РФ публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на исполнение, но с выплатой им вознаграждения. Фонограммами, согласно статье 1304 ГК РФ, являются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. При этом аудиовизуальным произведением, в соответствии со статьей 1263 ГК РФ является произведение:

- состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком);

- предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств;

- включающее кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор.

 

Результаты рассмотрения дела: своими судебными актами, оставленными Судом по интеллектуальным правам в силе, суды первой и второй инстанции отказали в удовлетворении иска, указав следующее:

1. Музыкальные произведения, используемые в программах телеканала «Русский Экстрим», не являются фонограммами, так как используются только в программах, а не отдельно, в то время как спорные программы (представленные истцом на электронном носителе), идущие в эфире телеканала, являются аудиовизуальными произведениями, обладающими признаками, перечисленными в статье 1263 ГК РФ.

2. Совмещение фонограммы с видеорядом приводит к созданию аудиовизуального произведения, поскольку согласно статье 1263 ГК РФ у данного произведения возникают все признаки аудиовизуального произведения, перечисленные в данной статье. Это касается также и так называемого прямого эфира - когда видеозапись не может передаваться в эфир моментально, а с соответствующей задержкой, что и обеспечивает момент фиксации, указанный в статье 1263 Кодекса, как один из признаков аудиовизуального произведения.

3. В отношении довода ВОИС о том, что записи спортивных соревнований не являются аудиовизуальным произведением, а представляют собой лишь видеофиксацию спортивных событий, поскольку в данном случае отсутствуют установленные статьей 1263 ГК РФ три автора произведения, участники действуют не по сценарию, отсутствует факт постановки произведения и нет творческой реальности –

3.1. функции режиссера-постановщика, автора сценария и композитора может выполнять одно лицо, либо произведение может быть создано штатным сотрудником организации, производящей данную передачу;

3.2. видеоматериалы спортивных соревнований, положенные в основу программы, дополняются музыкальным сопровождением, комментариями, графическими изображениями, это происходит по определенному сценарию и благодаря творческому труду сценаристов, режиссеров, монтажеров и других специалистов, что и образует данные разрозненные части в целое аудиовизуальное произведение.

3.3. создание телепередачи - это всегда творческий процесс, осуществляемый с помощью технических средств под руководством соответствующего лица.