• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Highlights третьего дня Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век». Образовательные проекты и олимпийские мишки

Круглый стол «Образовательные проекты в сфере интеллектуальной собственности», прошедший вчера в Библиотеке ТПП РФ, стал для меня мероприятием, завершающим международный форум.

Весьма интересным было выступление Вероники Ремовны Смирновой, проректора по научной работе, д.э.н. РГАИС, в котором она поведала о мировом положении дел в сфере образовательных продуктов в области интеллектуальной собственности. До сих пор я жил с абсолютной уверенностью, что передовиком в этом направлении являются США, которые разработали проект учебной программы для начальной и средней школы, но оказывается это вовсе не так. Существует незаслуженно малоизвестная серия книг «Изучаем основы интеллектуальной собственности на диване», автором которой является Лариса Викторовна Хмеленкова, повествующая школьникам, собственно, основы интеллектуальной собственности, в том числе и посредством комиксов. К слову, Л.В. Хмеленкова является также и автором изобретения на способ обучения.

 

Начальник Центра воспитательной работы и здорового образа жизни, руководитель проекта «Международная олимпиада по интеллектуальной собственности для старшеклассников» РГАИС Ольга Николаевна Осьмак поделилась с участниками кажущимися непостижимыми показателями участия школьников в олимпиаде, которые с 2009 года выросли в 41,3 раза:

- 2009 год было подано 345 заявок (первый год проведения);

- 2010 – 4944 заявок;

- 2011 – 7239 заявок. В этом же году Директор всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Фрэнсис Гарри предложил сделать олимпиаду международной;

- 2012 – 11420 заявок (из них 1017 иностранных);

- 2013 – 12745 заявок (из них 2567 иностранных);

- 2014 – 14254 заявок (из них 1452 иностранных).

К стыду всех московских школ, лучшей была признана Гимназия № 33 города Костромы.

 

Представитель Центра по обучению авторского праву (The Center for Copyright Information (CCI)) отметил «…общее незрелое отношение к результатам интеллектуальной деятельности…» в России, при чем не только к результатам третьих лиц, но и к своим собственным. Предполагается, что распространение знаний об интеллектуальной собственности позволит, в частности, существенно снизить уровень контрафакта. Из мировой практики были приведены примеры коротких социальных роликов, размещаемых в свободном доступе, адаптированных под каждую самостоятельную аудиторию, которые в доступной форме рассказывают об охране и защите творчества. Часть таких роликов была создана студентами школ права для своих сверстников и школьников.

Национальный комитет по борьбе с пиратством и нарушениями интеллектуальных прав Бразилии обучает работников, ставя перед собой целью раскрыть творческий потенциал на рабочих местах. Комитетом разрабатываются специализированные брошюры для разных аудиторий: бизнесу, судьям, студентам, пользователям сайтов и прочим. В настоящее время Бразилия демонстрирует положительный эффект от такой просветительской работы, выраженный в росте заявок на патенты и товарные знаки.

Не были забыты и наши соседи. Так, Украина уделяет большое внимание борьбе с контрафактом. В стране была начата общественная кампания «Дни борьбы с подделками и пиратством в Украине», приуроченная к Всемирному дню интеллектуальной собственности. Для ее проведения людям было предложено разработать слоганы и рисунки, которые впоследствии были использованы в борьбе.

 

Самое важное в докладе представителя CCI Russia – презентация информации о новом совместном проекте CCI и РГАИС – «Интеллектуальном десанте» (IPdescent.ru), разработанном в декабре 2013 года по инициативе студентов академии. Суть его заключается в том, что 2 августа в Центральный Парк Культуры и Отдыха имени Горького выпускаются все лидеры предыдущих олимпиад с уютными томиками IV части Гражданского кодекса РФ и начинают объяснять бывшим и нынешним военным общие положения интеллектуальной собственности. Предполагается, что после праздника десантники разъедутся по городам и весям, распространяя за собой шлейф полученных знаний.

Конечно это шутка. Суть «Интеллектуального десанта» заключается в реализации модели «уча-учусь». Сегодняшние студенты 2-5 курсов юридического факультета и факультета управления интеллектуальной собственностью проходят полугодовую спецподготовку, после чего получают статус наставников и направляются в региональные университеты и школы для просвещения молодежи. Такая работа засчитывается студентам, согласно приказу РГАИС от 07.03.2014 № 105,в качестве производственной практики. Реализацией проекта планируется внести соответствующий вклад в решение традиционных проблем регионов:

- невысокого уровня знаний в сфере интеллектуальной собственности;

- нехватки средств на обучение в обозначенной сфере, ведь обучение будет проводиться на безвозмездной основе.

Первые новобранцы самостоятельно разработали обозначение проекта, подготовили заявку на регистрацию товарного знака, а также уже зарегистрировали структуру сайта в качестве базы данных в Роспатенте. Первые десантники начнут службу в начале лета этого года, ожидается, что аудиторией станут студенты ВУЗов РФ (от 18 до, цитирую, 30 лет).

 

Мне удалось также, увы, пока лишь вскользь, познакомиться с невероятно интересным коллегой – советником международной юридической фирмы Dentons, к.ю.н., доцентом СПбГУ Вячеславом Владимировичем Архиповым. Неожиданно для меня, Вячеслав Владимирович сообщил о своих научных интересах, связанных с правами на компьютерные игры и правовым регулированием виртуальных миров. Такая неожиданность была обусловлена тем, что я встречал раньше в некоторой степени похожие зарубежные сайты, но в России никогда не видел таких ученых. Он также рассказал, что исключительно при помощи энтузиазма ему удалось запустить в его университете новые курсы и мероприятия:

- правовое регулирование отношений в сети интернет;

- публичное и частное право в цифровую эпоху.

Востребованность таких курсов характеризуется следующими показателями:

- курс выбран большей частью обучающихся (примерно 120 из 150);

- лекции посещали обучающиеся других курсов направления «Юриспруденция»;

- параллельно с курсом создан студенческий научный кружок виртуального права.

Кроме того, Вячеслав Владимирович является основателем портала VirtualLaws.ru, посвященного феномену «виртуальное право». Мне пока не удалось изучить весь портал, но я наметил для себя, как минимум, пару-тройку разделов, которым обязательно уделю время. Рекомендую и Вам не преминуть посетить его. Искренне считаю, что существование такого портала имеет, пожалуй, стратегическую на сегодняшний день задачу.

Открою Вам небольшой секрет: мы с Вячеславом Владимировичем договорились, что он поделится со мной некоторыми наинтереснейшими публикациями по теме, в том числе и под его авторством. Если он не будет возражать – я поделюсь такими публикациями с Вами.

 

Ректор РГАИС Иван Анатольевич Близнец с грустью в голосе констатировал тот факт, что просветительские и образовательные проекты реализуются в нашей стране лишь благодаря энтузиастам своего дела. Дабы развеять минутку печали и не упускать момент заявить о всех нас, Ваш покорный слуга-таки не удержался от слова и сообщил о наших обзорах, пригласив в нашу небольшую, но дружную группу всех желающих. Никак не удалось скрыть и тот факт, что между Вышкой, в лице нашего отдела, и РГАИС уже установилось неформальное партнерство в социальных сетях.

С окончанием мероприятия возникли чувства, аналогичные прощанию с олимпийскими мишками. Несмотря на частые расхождения во мнениях, все-таки наша отрасль, как большая коммунальная квартира, где каждый уже не представляет своей жизни без соседа :)

 

автор: Д. Федулкин