• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А знаете ли Вы, что: одним из эффективных способов противостояния киберсквоттингу является процедура, осуществляемая в рамках UDRP.

Эпиграф: «Доменное имя очень странный предмет, оно вроде есть, а потом раз – и нет».

 

Как вы знаете, в последнее время доменные имена привлекли к себе внимание, так сказать, «с другого бока». Если изначально интерес к ним был связан с возможностью упростить поиск сайта в океане под названием «Интернет», то теперь буквенный эквивалент IP-адреса стал, с одной стороны, способом идентификации бизнеса, а с другой, новым его направлением (продажа, регистрация доменов). А там где бизнес (=денешка), там и различного рода прилипалы, паразиты, тролли и иная подобная нечисть. Как следствие возникли такие социальные феномены как киберсквоттинг (регистрация доменных имен, содержащих товарный знак, принадлежащий другому лицу, с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования) и обратный киберсквооттинг (по словам Д. Федулкина – регистрация популярного домена в качестве товарного знака). В борьбе с данными явлениями используются, как правило, механизмы судебной и административной защиты. Последняя реализуется через Палату по патентным спорам ФИПС.

Однако помимо указанных механизмов существует и еще одна процедура, в рамках которой разрешаются споры между правообладателями товарных знаков и владельцами доменных имен – процедура, осуществляемая в рамках UDRP (Единой политики разрешения доменных споров, ознакомится с которой можно здесь: http://www.icann.org/ru/help/dndr/udrp/policy). Данная процедура разработана Всемирной организацией интеллектуальной собственности и реализуется корпорацией ICANN, которая является некоммерческой организацией, регулирующей вопросы распределения адресного пространства в сети интернет. Кстати, отвлекусь, ICANN осенью 2013-го в рамках новой программы New gTLD приступила к делегированию (передаче контроля другим лицам) новых доменных зон, например, таких как .рус, .moscow, .vip, .club, .nyc и множества др. То есть теперь возможно зарегистрировать свой домен верхнего уровня, используя бренд своей компании, название территории, сферу деятельности или иные обозначения, а не действовать в рамках традиционных .ru, .com, .org и им подобных.

В рамках процедуры UDRP правообладатель товарного знака может подать жалобу на владельца домена. При этом им должны быть обоснованы:

- тождество или схожесть до степени смешения доменного имени с товарным знаком;

- почему владелец домена не имеет законного интереса в его использовании;

- недобросовестная регистрация домена и его недобросовестное использование.

Согласно § 4(b) UDRP одно или несколько из следующих ниже обстоятельств (но не только они!) могут служить доказательством недобросовестной регистрации и использования доменного имени:

(i) обстоятельства, указывающие на то, что доменное имя приобретено с целью продажи, сдачи в аренду или передачи его регистрации другим способом заявителю, который является правообладателем товарного знака, либо конкуренту заявителя за денежную сумму, превышающую расходы, прямо относящиеся к доменному имени;

(ii) доменное имя зарегистрировано с целью помешать владельцу товарного знака использовать соответствующее доменное имя, при условии, что раньше предполагаемый нарушитель уже занимался подобного рода деятельностью;

(iii) доменное имя зарегистрировано главным образом для того, чтобы помешать деятельности конкурента;

(iv) через использование доменного имени, намеренно привлекаются с коммерческой целью на веб-сайт пользователи интернета путем создания сходства с товарным знаком заявителя, который якобы является учредителем, спонсором, партнером или поддерживает такой веб-сайт, либо продукт или услугу, предоставляемую на веб-сайте.

Рассмотрение споров в соответствии с UDRP может осуществляться в любых аккредитованных ICANN организациях, которые вы можете посмотреть по следующей ссылке: http://www.icann.org/en/help/dndr/udrp/providers.

Преимуществами UDRP являются оперативность в разрешении спора, относительно невысокие денежные затраты, удобство и возможность более простой процедуры исполнения вынесенного решения. По статистике споры в рамках UDRP разрешаются в 80 % случаях в пользу заявителя. В то же время процедура UDRP может запросто «окончится» переносом дела в какой-либо национальны суд по заявлению одной из сторон, что может является эффективной технологий затягивания рассмотрения спора.

Еще одной проблемой, связанной с использованием UDRP, является непонятный в юридическом смысле статус такой процедуры. Она не является ни судебной, ни третейской, ни административой. Но не смотря на указанные недостатки, UDRP пользуется большой популярностью в мире.