• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Элементы античного искусства в культуре современного рэпа

Ювелирная компания Baden Baden Inc. подала в суд на популярного канадского рэпера Обри Дрейка Грэхэм (сценический псевдоним Drake) за нарушение исключительного права на произведение, выраженное в виде кулона-подвески в форме совы, созданной с использованием драгоценных металлов и камней. Ставшая центром скандала подвеска является творением генерального директора компании Майкла Рафаэля и была создана специально для музыканта, который приобрел ее у ювелира за $ 50 000. Именно Майкл установил, что Дрейк несанкционированно копирует его кулон.

Представители музыканта в суде выбрали весьма оригинальный способ защиты. Вместо того, чтобы пойти по простому пути и ссылаться на неотносимость доказательств, коими выступали лишь снимки аккаунтов Instagram, принадлежащие разным людям, которые позволяют установить, что помимо Дрейка аналогичные совы носили его поклонники и друзья в одни и те же промежутки времени, защитники рэпера указывали на переход произведения в общественное достояние. По мнению защиты, кулон идентичен букве «М», выполненной в виде египетского иероглифа, которому уже порядка 5 000 лет.

Адвокаты музыканта, ссылаясь на существующую судебную практику, указывали, что предоставление правовой охраны производному произведению возможно только в случае внесения оригинальных элементов в первоначальное произведение, а также что недостаточно лишь перенести произведение из одной среды в другую (из 2D в 3D).

 

Вообще же, на мой взгляд, использование столь сомнительных доказательств едва ли указывает на нарушение музыкантом исключительных прав ювелирной компании, пусть даже кулон и будет признан самостоятельным охраняемым произведением. Использование аналогичных кулонов другими лицами вовсе не указывает на то, что копии воспроизводились Дрейком, по его заказу или с его участием и им же распространялись. Что касается схожести подвески с египетским иероглифом – не думаю, что в ювелирной сове отсутствуют элементы оригинальности. Мне очевидно, что подвеска существенно дополнена деталями, например, в ней сильно проработана голова совы, а то лишь обстоятельство, что совы находятся в одинаковых положениях, едва ли может опорочить оригинальность.

автор: Д. Федулкин