А знаете ли Вы, что: использование произведений, входящих в состав Музейного фонда РФ, регулируется не только Гражданским кодексом РФ, но и ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»?
- Паразиты! Нелюди! Болваны! Опять мой бизнес к черту под хвост пустили.
- Да не ругайся ты, Ипполит Платонович. Что теперь махать-то кулаками…
- Терентий, ну ты видел?! Видел, что творят эти подлецы?! Культурный проект, живой интерес публики, просвещение… и на тебе: нарушаю закон!
Так по дороге из суда началось (а точнее продолжилось) обсуждение между предпринимателем Комерсовым и его судебным представителем Сутяговым Терентием Юдаковичем вновь проигранного в суде гражданского дела по иску N-го музея к бизнесмену.
Суть этого дела заключалась в следующем. Г-н Комерсов, познакомившись с одним оригинально мыслящим и умевшим эти мысли выражать через кисть молодым человеком, решил приобщить последнего к реализации своей новой идеи. Совместно ими был реализован проект, суть которого состояла в переработке «на новый лад» полотен известных художников и представление получившихся «New-картин» на обозрение общественности.
Проект возымел успех и, как следствие, стал приносить его участникам неплохой доход. Вскоре слух о проекте донесся до работников N-го музея, чьи картины подверглись переработке. Это явилось поводом для обращения музея в суд с требованием о запрете использовать «неокартины» без выплаты музею вознаграждения. Судебные инстанции требование удовлетворили.
- Ну, сколько раз я тебе говорил… – нравоучительствовал Сутягов, – что прежде чем пускаться в какую-либо авантюру… извини, прежде чем начинать какой-либо бизнес-проект, надо посоветоваться со мной. Когда ж жизнь-то тебя научит, мой дорогой друг, что юрист для тебя – первый человек? Ведь не было бы теперь этого провала и позора.
- Да кто ж знал-то? – не унимался Комерсов. – Я это авторское право уже как «Отче наш» знаю. Знаю, что ни чьих интеллектуальных прав я не нарушал. Мои переработки, созданные на основе картин, написанных самое позднее в 18 веке, уже давно являются общественным достоянием. Откуда, черт бы ее побрал, взялась эта норма о музейных ценностях?
- Вообще-то она действует аж с 1996 года.
- Ну, я все-равно не понимаю ее! Есть же гражданский кодекс, он устанавливает порядок использования объектов интеллектуальных прав. Вот давай еще раз заглянем в закон «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ». Так… статья… статья… 36-ая: «Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций». Да это анахронизм какой-то! Что за воспроизведения? Что это вообще за такое!
- Анахронизм не анахронизм, а норма действующая и суды, как ты видишь, ее применяют.
- Ну ведь абсурд же! Что теперь ни одна картина, висящая в музеях, не может быть использована?
- Получается так, если она входит в Музейный фонд. Но там уточнение: музейные предметы не могут быть использованы только в коммерческих целях.
- Беспредел вообще. Ладно, пойдем выпьем что-нибудь, нервы мои иначе полопаются сейчас.
- Что ж пойдем, поддержу тебя.
Подготовлено на основании судебных актов, принятых по делу А63-18468/2012.
автор: В. Князев