• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Highlights первого дня VIII Международного форума «От науки к бизнесу»

Дорогое подписчики,

в эти дне мне посчастливилось присутствовать и участвовать на мероприятиях VIII Международного форума «От науки к бизнесу», проходящего в городе на Неве. Первую пленарную сессию открыл ректор ИТМО В.Н. Васильев, который, помимо прочего, в своем вступительном слове сообщил, что на форуме присутствуют представители более 50-ти городов России, США и иных стран, а также возложил надежды на дальнейшую интеллектуальную капитализацию.

 

Следующим слово было предоставлено Н.Р. Тойвонену, представителю Министерства образования и науки РФ. Им были отмечены следующие мировые тренды глобализации:

- мобильность рынка труда, согласно которой работник склонен каждые 3-5(7) лет менять место работы, формируя у себя в итоге качественную компетенцию. Кроме того, среда характеризуется высокой конкуренцией с мировыми лидерами за мозги.

- развитие новых технологий;

- развитие новых поколений, приход поколения Z;

- практически выход государства из образовательной среды, согласно которому Россия следует за мировым опытом перехода на собственное зарабатывание.

Будет интересен пример последнего из трендов: в Австрии компании берут работников из школы и формируют образовательный портфель во взаимодействии с ВУЗами посредством дополнительного профессионального образования, онлайн и оффлайн курсов.

Н.Р. Тойвонен сообщил также, что в некоторой степени программы, аналогичные «5 в 100», были ранее применены и зарубежом. Так, в КНР в 1995 году была запущена программа «211» по поддержке 100 ведущих ВУЗов по приближению к уровню лучших университетов в 10-20 лет.

В 2006 году в ФРГ была разработана ступенчатая программа «Excellence initiatives» по отбору и поддержке 40 научных школ, 30 кластеров превосходства и 11 университетов превосходства. Уже к 2013 году в рейтинг ТОП100 университетов попали 3 университета.

Относительно прогнозов экспертов Н.Р. Тойвонен, со ссылкой на Я.И. Кузьминова, отметил, что система образования характерна трансформация подхода. Иллюстрацией такой трансформации является Московский Государственный Индустриальный Университет, в котором 4 тыс. студентов – обычные «дневники» и 20 тыс. студентов – заочные обучающиеся, в том числе и по онлайн программам.

 

В результате отсутствия некоторых спикеров по объективным причинам В.Н. Васильеву удалось раскрыть информацию о результатах выполнения программы развития НИУ ИТМО в 2009-2013 годах. С самого начала университетом были выбраны 2 приоритетных направления: ИКТ и фотонные и оптические технологии. К сожалению, количественные характеристики охраняемых результатов интеллектуальной деятельности не были представлены, но согласно слайдам презентации, публикационная активность возросла примерно на треть. Следует отметить, что публикационная активность оценивалась лишь по таким авторитетным базам, как Scopus, WoS и РИНЦ. Количество магистрантов очной формы обучения по приоритетным направлениям науки возросло в 4 раза, а аспирантов почти в 1,5 раза.

Кроме указанных показателей, в ходе реализации программы развития была разработана Многопрофильная инструментально-технологическая платформа облачных вычислений второго поколения – CLAVIRE (Cloud Application VIRtual Environment), предоставляющая возможность производства высокотехнологических комплексных решений в области предметно-ориентированных облачных вычислений для нужд науки, промышленности, бизнеса и социальной сферы. Был получен также Оптико-цифровой диагностический комплекс для телемедицины и программные решения по поиску и анализу террористических угроз с использованием социальных сетей, а также для анализа и предотвращения эпидемий.

В ИТМО активно ведется и коммерциализация – в настоящее время существует 39 функционирующих спин-офф компаний по 217-ФЗ.

 

Заместитель губернатора Томской области в своем выступлении поведал о механизмах позиционирования региона. В представляемой им области сосредоточено достаточное количество прорывных учебных заведений, два из которых является участниками программы «5 в 100». Руководством региона был разработан бренд «Учусь в Томске», а также проведена активная работа по выстраиванию связей между ключевыми университетами с целью упорядочивания их конкуренции. Результатом такой работы стал «консорциум томских университетов». Активная пропаганда образовательных учреждений позволила привлечь новые потоки обучающихся, в частности, поток студентов только из Казахстана возрос в 1,5 раза. Сейчас такая работа позволяет получать от обучающихся 1 млрд. рублей ежемесячно.

 

Первым выступающим второй пленарной сессии стал ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге О.В. Хархордин. Он сообщил о результатах сравнительного исследования, проведенного с участием представителей Кореи, Тайваня, Финляндии и 4 российских городов – Томска, Казани и др. С его слов, по России в целом, среди 6 способов аргументации, которые оправдывают поведение техпредпринимателей, у наших соотечественников приоритизируют «я пришел потому что интересно работать». Иными словами, хотя возможность зарабатывать деньги и имеет значение, но не является решающей. Это объясняется тем, что у нас слишком серьезный упор на творчество и слишком низкие предпринимательские навыки. Именно драйв отличает наших от скромных предпринимателей Юго-восточной Азии и амбициозных той же Финляндии.

О.В. Хархордин предложил интересную идею: те ученые, которые в смутные времена ушли из физики, химии и математики в торговлю, должны быть привлечены обратно, чтобы использовать свой уникальный торговый опыт.

 

Следующим спикером была К. Атчисон (K. Atchison) из University of California, Los Angeles (UCLA). По ее мнению, важнейшими академическими показателями топ-рейтинговых университетов являются:

1. высокий уровень развития;

2. привлечение общественности;

3. диверсификация;

4. финансовая безопасность.

Факторами, связанными с инновациями были названы:

- деньги. Политика США по финансированию «государственных» НИОКР предусматривает существенное сокращение госбюджета на такие работы, в результате чего доля полученных университетом средств сократилась с 40 % до 8-9 %, все остальные расходы берет на себя частный сектор;

- бизнес климат;

- люди. Интересно, что главный фокус - на опыт и возможности молодежи;

- инфраструктура. Со слов К. Атчисон, важно, чтобы приоритет был в пользу мульти индустрий: «Не стоит класть яйца в одну корзину».

Что касается инфраструктуры, в США также созданы следующие технологические кластеры:

- Silicon Valley;

- Route 128;

- Austin, Texas;

- Pittsburg – biotech and information technology;

- Research Triangle Park – pharma and communications;

- San Diego – pharma, biotech and communications.

В настоящее время порядка 30 штатов используют технологии UCLA.

 

Выступление А.И. Боровкова из СПбГПУ достаточно подробно описывало деятельность университета по способам реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в основном в области автомобиле-, самолето- и кораблестроения и уникальным компетенциям в таких отраслях. Интересным будет ряд цифр, приведенных им в своем выступлении: затраты на разработку всех технологий мировых лидеров составляют 750 человеко-лет; затраты на разработку современного автомобиля составляют 28 месяцев и сопровождаются порядком 137 000 расчетов.

 

Проректор по инновационной деятельности ННГУ им. Н.И. Лобачевского Кендрик Д. Уайт в своем докладе вскрыл самые больные раны современных мультикомпетентных университетов в отношении инновационной деятельности. Слабым местом, на его взгляд, является коммерциализация, а сильным – наука. Кроме того, он отметил, что в университетах много смежных систем [и подразделений], но они не объединены в единую систему и зачастую имеют разную вертикальную подчиненность. Именно так было и в ННГУ, но Кендрику удалось провести внутренний аудит компетенций и выстроить эффективную систему.

Отдельную боль вызывает упоминание Кендриком способа завершения выполнения НИОКРТ, так знакомого большинству инхаус специалистам в области интеллектуальной собственности. При исполнении исследований, когда все работы уже завершены, исследования в заданном направлении не продолжаются, не составляется бизнес план или финансовая модель, которые могли бы указать на целесообразность их продолжения.

 

Выступление В.Г. Халина выгодно дополнило статистику Н.Р. Тойвонена. В момент создания Шанхайского рейтинга (ARWU) он включил в себя 14 университетов Китая, и всего за 11 лет их количество было увеличено в 3 раза до 42 учреждений.

Им были положительно оценены также планируемые расходы ВШЭ в рамках реализации программы «5-100», а именно: самый большой массив расходов на кадровый потенциал и вторая по величине статья расходов на исследования и разработки.

Сравнивая СПбГУ и UCLA по отдельным параметрам, В.Г. Халин пришел к выводу, что учебная нагрузка питерских преподавателей в 3 раза выше, а заработная плата примерно в 10 раз ниже. Спикеру удалось также сделать прогноз, что с высокой степенью вероятности в международные рейтинги, наряду с МГУ и СПбГУ, попадут ИТМО и ВШЭ. Шансы есть также и у «Бауманки», ряда томских университетов и, вероятно, Новосибирского университета.

 

Выступление представителя РВК С.А. Колесникова и Е. Брандт из SPN Communication по поводу проектов «Открытая наука» и «Коммуникационная лаборатория» вызвали настоящший шквал вопросов, живых обсуждений и безапелляционных мнений. Перечисленные проекты направлены на развитие системы внешних коммуникаций университетов и научных учреждений. Их необходимость вызвана тем обстоятельством, что в российском медиаполе в области науки не происходит ровным счетом ничего, кроме реформы Российской академии наук. Не лишними такие усилия будут и для попадания университетов на высокие места международных рейтингов. Е. Брандт задалась весьма уместным и оправданным вопросом: «Для чего нужны усилия университетов по привлечению студентов из зарубежа, установлению сотрудничества с работодателями, улучшению учебной среды, если о таких усилиях будет известно только самому ВУЗу?». Сложно не согласиться с Е. Брандт также и в том, что аудитория формирует репутацию университета, которая, в свою очередь, в значительной степени формирует его рейтинг.

Демонстрацию необходимости взвешенного комплексного подхода ко всем каналам коммуникаций – собственным, приобретенным и заслуженным, представитель SPN Communication продемонстрировала на сайте Томского государственного университета. Сайт ВУЗа хороший, наполняется новостями и имеет соответствующие продолжения в социальных сетях, но на нем невозможно найти контакты пресс-службы.

Экспериментальная площадка «Коммуникационная лаборатория» позволит найти общий язык ученым с журналистами, встретиться в одном пространстве и посмотреть друг другу в глаза. Это будет синтез – медиа клуб для журналистов и площадка для распространения знаний для науки.

Не могу не согласиться также со словами Е. Брандт относительно популяризации науки в США. Как известно, в штатах наука активно культивируется – на YouTube, в сериалах (тот же «Теория большого взрыва») и фильмах. Я не сомневаюсь, что при грамотном подходе этот проект способен принести неожиданно высокие результате, о чем не преминул сообщить коллеге Е. Брандт. Надеюсь, что у них все получится!

 

автор: Д. Федулкин

При обнаружении неточностей, просим Вас обращаться по электронной почте dfedulkin@hse.ru или в аккаунты в социальных сетях.